Может ли бюджет быть «здоровым»?


Модератором панельной дискуссии «Может ли бюджет быть «здоровым»?» выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли и проректор РАНХиГС Сергей Синельников-Мурылев.
Он предложил участникам дискуссии обсудить контуры будущей бюджетной реформы, бюджетную политику в условиях экономической турбулентности, возможный размер государственного долга и будущее суверенных фондов благосостояния.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова заявила, что бюджет может быть здоровым, но пока нам далеко до этого. «Потому что у нас страдают недостоверностью прогнозы экономического развития, которые закладываются при планировании бюджета на соответствующий период, и нам часто приходится пересматривать то, что мы включаем в основу для формирования бюджета. Это с одной стороны. С другой – даже те бюджеты, которые мы пересматриваем в течение года, исполняются с другими параметрами – и по доходам, и по расходам, и по источникам финансирования дефицита бюджета. С учетом исполнения бюджета 2013 г., очевидно, что впереди у нас сложное исполнение бюджета 2014 г. Нам предстоит, скорее всего, вносить коррективы в параметры бюджетов 2014-2016 гг., которые на сегодняшний день приняты», – отметила Татьяна Голикова.

Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов назвал российский бюджет «диетическим». «С одной стороны, мы в плотных рамках бюджетного правила и уровня доходов, а с другой стороны, объем обязательств фактически не дает большого лага для правительства с точки зрения свободы творчества, – отмечает он. – Резервы есть в эффективности государственных расходов. Эти резервы отчасти находятся в формате применения нового законодательства о федеральной контрактной системе, которая дает возможность рационализировать расходы наших головных распорядителей бюджетных средств – министерств и ведомств. С другой стороны, целый ряд инвестиционных затрат государства на сегодняшний день возможны к замещению частными средствами. Поэтому сейчас одно из направлений работы Правительства – за счет закона о частно-государственном партнерстве разгрузить бюджетные обязательства и заменить их иными формами господдержки, отличными от прямого бюджетного финансирования. Это магистральное направление».

По его словам, сейчас подготовлен закон о госрасходах, который скоро будет предложен для обсуждения министерствам и ведомствам. «В рамках этого закона предлагаются механизмы замещения прямых государственных инвестиций иными формами и методами поддержки, такими как стимулирование процентных ставок, частно-государственное партнерство, формирование благоприятных условий инфраструктурного характера для развития частных капиталовложений», – сообщил Михаил Абызов.

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев считает, что есть ряд понятных шагов, которые надо предпринимать: «Первое – замещать большую часть денег частными суверенными деньгами. Второе – фокусироваться на эффективных тратах бюджетных денег именно за счет механизмов, которые заставляют расходование средств быть более контролируемыми и инвестируемыми. Мы считаем, что привлечение иностранных инвесторов является одним из таких путей. Третье – инвестирование через различные инструменты с доходностью, такие как инфраструктурные облигации и другие механизмы, которые и развивают инфраструктуру и дают обеспечивают доходность. Четвертое – приватизация, которая, как мне кажется, крайне важна для того, чтобы бюджет действительно становился основой для будущего роста ключевых направлений».

Также на пленарном заседании выступили Михаил Мишустин, руководитель Федеральной налоговой службы, президент – председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин, председатель Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров и заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов.
Тел: (499) 152-18-26 (информационная служба)  
Факс: 8 (499) 155-79-21
Контактная информация